Насчет выбора и предпочтенийМысли навеяны дискуссиями в сети.
Смотришь - вроде, вменяемые люди... разговаривают, убеждают, аргументируют...
Ладно, ты пропагандируешь взгляды лидера партии, который тебе кажется, вроде, болеющим за интересы страны, который обещает не забыть трудящегося, учесть его интересы в своей программе...
Хорошо, я прочитаю программу, посмотрю, какие заявления делает этот лидер.
Смотрю и вижу: батюшки, да он согласен отдать пол-Иерусалима, неделимой столицы еврейского народа, да еще согласен отдать территории страны родной, родины исторической, врагу! Дескать, все равно они там живут компактно. А с теми, кто расползся некомпактно и в скором будущем расплодится тараканьими темпами, поглотив еврейское население, не говорит, что делать!
И вот я смотрю теперь на нормального, вроде, человека, который говорит обычные слова, доказывает, убеждает - что же, он пропагандирует, ВСЕ ЭТО? Не самоубийцы же они!
Легче всего сказать, что он ненормальный. Ну, бывают суицидники. У них такой взгляд на мир суицидный, на все через эту призму смотрят. Но их много! Теперь уже не только 15 мандатов Кнессет себе насобирали...
Тогда я стала смотреть совсем глубоко, в основы, т.е. психологию личности. И вот что я там нашла, информацию, объясняющую этот феномен.
Есть в психологии такое понятие -
избирательность восприятия, такое свойство человека, что свои предпочтения он использует при всяком выступлении и действии.
Вот что нам говорит наука:
Цитата:
Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов (или одних свойств, признаков, качеств предметов) по сравнению с другими.
Ее физиологическая основа — доминирование одного очага возбуждения в коре мозга при одновременном торможении (в силу отрицательной индукции) остальных участков коры.
и далее:
Цитата:
Избирательность восприятия определяется как объективным и, так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся особенности самих раздражителей (их сила, подвижность, контрастность), равно как и особенности тех внешних условий, в которых воспринимается предмет (его освещенность, удаление от нас и т. п.). Субъективные причины — это прежде всего отношение человека к воздействующим на него предметам, зависящее от их значения для него, от его потребностей и интересов, а также прошлый опыт человека и его психическое состояние в данный момент.
ИсточникА есть еще
селективность восприятияЦитата:
Характеризуется избирательным выделением в сенсорном поле каких–либо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как „фигура“, а все остальные объекты воспринимаются как ее „фон“. В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от других. При выполнении индивидом той или иной задачи, избирательно воспринимаются такие признаки, которые в какой–то мере соответствуют содержанию этой задачи.
ИсточникВот эти два свойства нашего восприятия и руководят нами в наших предпочтениях и выборе.
Как это работает? Если селективность восприятия используется политтехнологами в рекламе соответствующих товаров или идей, то в предвыборных выступлениях и заявлениях делается акцент на наиболее близкорасположенных, "сейчас съедобных" для электората моментах: жилье, безопасность, рабочие места, корзина потребления, медицина, обеспечение социальных нужд. Они и являются "фигурой", которая сейчас и всегда стоит перед глазами. А что такое "отдача территорий"? Тем более, что я, конкретно, там не живу. Трудно сообразить простому избирателю, обремененному селективностью своего восприятия, что стратегическая задача сохранить целостность государства - это не "фон", а "фигура", которую он должен постоянно держать перед глазами, если он хочет, чтобы у него были "жилье, безопасность, рабочие места, корзина потребления, медицина, обеспечение социальных нужд". Потому что, если отдать территории, то этого скорей всего не будет. Для того, чтобы это понять, надо знать, что восприятие обладает свойством селективности.
Избирательность восприятия. Как работает она?
Здесь надо осознавать, какие объективные причины участвуют в формировании нашей избирательности, например, реклама партий, харизматичность лидеров, и как это увязывается с нашими субъективными причинами, а именно: наши потребности и интересы сейчас, наш прошлый опыт и психическое состояние(настроение, нервы, заботы) сегодня. И из этого у индивида складывается "физиологическая основа — доминирование одного очага возбуждения в коре мозга при одновременном торможении (в силу отрицательной индукции) остальных участков коры". И тут каждый индивид, не подозревая об этой связи, ловится в ловушку расставленных для него силков умелыми и талантливыми политиками и их политтехнологами, которые ловко играют на тонких и чувствительных струнах его души. А он, бедный, думает, что сам рассуждает и решает, например, к кому ему прислониться...
Какие опасности подстерегают на выборах светского человека? На его светскости тоже играют для привлечения электората.
Я часто слышала, что человек говорит, что и рад бы поддержать национальную партию, но там много религиозных. Хорошо. Задайте себе вопрос: а у вас есть мораль? Конечно, скажете вы, а как же, есть, но она не религиозная, она светская, общечеловеческая.
А теперь я вас спрошу(сама мучилась вопросом, было время), а что это такое - общечеловеческая мораль? Мораль, которая работает в обществе людей? Каких людей? Нас с вами, из СССР с мечтами о светлом будущем, но без настоящей жизни? Американцев? Амстердамцев с разрешенными наркотиками? Арабов, не считающих совокупление с животными грехом? Людоедов из африканских племен, где каннибализм не преступление, а вопрос питания?
В том-то и дело, что не может быть мораль общечеловеческой. Она дана свыше, исполняй, мол, и тогда будешь похож на человека. И получается, что любой человек, у которого есть мораль, он не совсем светский человек, а если он не ходит при этом в синагогу и церковь, то это еще не определяет его как неверующего человека. Но и об этом, чтобы разобраться, надо сначала задуматься. Вот специально посчитайте, среди ваших знакомых много таких, кто задался этим вопросом? А считающих себя нерелигиозными? То-то и оно. Разница будет большая.
И напоследок маленький тест. Проведите мысленно вертикальную черту. Разделите ее пополам, в этой точке будет 0. На верхней точке - гений, на нижней - идиот. Теперь поставьте на этой линии точку, где, по-вашему располагаетесь вы. Не хочу сразу раскрывать, потом, в комментариях.
Приятного и полезного вам самоанализа!
И хороших его результатов!