Всегда, во все времена стремились паломники в Иерусалим. Храмовая гора – краеугольный камень, положенный в основу Мироздания, место, где первые приношения Всевышнему делали первые люди – Адам, Каин и Авель, Ной... Именно здесь все началось... А знаете ли Вы Иерусалим? Бывали ли Вы в арабских кварталах города? Что это вообще значит - «Восточный Иерусалим» и где это?
Многие жители столицы и не подозревают, что живут в Восточном Иерусалиме – такие кварталы, как Неве Яаков, Писгат Зеев, Рамот, Тальпиот Мизрах, Гило, Ар Хома и другие построены на территориях, освобожденных в Шестидневную войну, и относятся к «Восточному Иерусалиму». Больше половины еврейского населения города живет за «зеленой чертой».
Однако давайте начнем с древности, с географии и топографии Иудейских гор в районе Иерусалима.
Для примера пройдем вслед за левитом и его спутницей, которые идут из Бейт-Лехема Иудейского на гору Эфраима, в район Шхема (Книга Судей, 19). И не думал левит, что через три с лишним тысячи лет практически по его маршруту 19 лет будет проходить среди города граница, а после воссоединения города – одна из самых горячих линий арабо-еврейского конфликта...
Выйти из Вифлеема нам уже не удастся: город отдан Палестинской автономии... Спасибо, наши политики-миротворцы оставили евреям спрятавшуюся за глухими бетонными стенами могилу Рахели – оттуда и начнем. Двигаемся с юга на север, по древней дороге Бейт-Лехем – Иерусалим – Рама (сегодня – Рамалла); когда-то именно так проходило и шоссе номер 60, соединявшее Беэр-Шеву со Шхемом и проходившее по плодородным долинам Дороги Праотцев, а сегодня разорванное на куски объездными дорогами и закрытыми для израильтян зонами.
Строительный бум в арабском секторе Иерусалима начался совсем недавно: на аэрофотоснимках, сделанных еще в 70-е годы, видно только отдельные, считанные дома вдоль дороги, незастроенные холмы вокруг нее мало чем отличались от того, что видел когда-то наш левит.
Как мы помним, левит не захотел останавливаться в Иевусе, «городе необрезанных», а предпочел дойти до своих, то есть до города Гива в наделе колена Беньямина. Место Иевуса (сегодня больше известного, как «город Давида» на древнем холме Сион) и Гивы Беньяминовой идентифицированы практически однозначно. Гива – холм над районом Писгат-Зеев, на котором стоит недостроенный дворец иорданского короля Хуссейна. Раскопки на этом историческом холме начал легендарный Чарльз Уоррен в XIX в., далее раскопки продолжаются на протяжении 100 лет, вплоть до 1963 года – когда иорданский король начал строить тут себе очередной дворец и прикзал прекратить раскопки. Очень не нравились королю Хусейну находки, сделанные археологами, и опубликованные на весь мир результаты. Однако археологи много успели – кроме зданий и построек, типичных для того периода истории, был раскопан двухэтажный дворец, вероятно, принадлежавший самому первому еврейскому царю Саулу. Можно сказать, что здесь была первая столица объединенного еврейского царства еще в XI веке до новой эры. Арабам важно было уничтожить следы нашего присутствия здесь, уничтожить их навсегда, вот и начал Хуссейн строить здесь себе дворец, фундаментом которого был раскопанный дворец еврейского царя Саула – это было своеобразной демонстрацией того, «кто в доме Хозяин». Все раскопки были прекращены, засыпаны, закрыты и забыты...
Недостроенный дворец короля Хусейна на месте Гивы Беньяминовой
– первой столицы объединенного Израиля.
Сегодня – это район Иерусалима, Писгат Зеев
Возвращаемся к дороге от Бейт Лехема в Гиву; что же мы видим сегодня? Первая же деревня на нашем пути – это Цур Бахер, который отделяет еврейский квартал ар-Хома от Тальпиот Мизрах. Даже израильская полиция старается туда не ездить, не говоря уже о простых жителях города. Далее – арабская деревня Джабель Мукабар, вскормившая многих террористов, далее Абу-Тор, далее Силуан и Рас-эль Амуд – на сегодня эти места уже прочно воспринимаются в сознании израильтян, как небезопасные, как места, где израильские машины забрасывают камнями при полном бездействии властей и полиции. Совсем недавно еврейская семья, ведомая ДжиПиЭсом, чудом избежала линчевания в Силуане.
А весь район Масличной горы застроен арабскими домами, которые сливаются в единую застройку с деревнями Абу Дис, Лазария, Исауия. Сам старый город заселен преимущественно арабами, кроме еврейского и армянского квартала; к северной стене Старого города в районе Шхемских ворот примыкают арабские районы Иерусалима – вади Джоз и Шейх-Джерах. Причем и Силуан, и Абу Тор, и Масличная гора, и район вади Джоз и Шейх-Джерах, не говоря уже про сам Старый город, входят в «Аган а-Кадош», что в международной терминологии соответствует понятию «Святые места».
В этой части города, включая еврейский квартал в Старом городе, живет всего 4% еврейского населения Иерусалима. Всего же в Восточном Иерусалиме живет чуть больше половины (примерно 250 тысяч) от всего еврейского населения столицы, но эти еврейские кварталы города отрезаны от Западной части города сплошной линией арабской застройки. Не все жители еврейских кварталов, таких, как Атарот, Неве Яаков, Писгат Зеев, Рамат Шломо, Гива Царфатит, ар а-Цофим знают, что от основной части единой и неделимой столицы Израиля их отделяет так называемая «рецуат Аза» – сплошной арабский заслон из бетона, причем треть этих арабских домов построены без разрешения властей, то есть с точки зрения муниципалитета их просто нет.
Но каждый житель этих еврейских кварталов по дороге к центру города обязательно проезжает мимо, или пересекает, или объезжает «свою» арабскую деревню, не подозревая при этом, что эта арабская деревня – часть сплошной арабской застройки, одновременно разделяющей еврейский Иерусалим и соединяющей арабские города Палестинской автономии – Рамаллу и Бейт-Лехем.
В наши дни идет настоящая война за Святой город! Весь мир озабочен «еврееизацией Восточного Иерусалима», а на самом деле ситуация обратная: арабы захватывают еврейские кварталы и земли столицы Израиля. Об этом никто не пишет и мало кто знает, а главное – задумывается...
Если 3000 с лишним лет назад левит из Бейт-Лехема все же добрался живой до Гивы, на всякий случай чуть уклонившись от основной дороги, обходя нееврейский Иевус, то сегодня пройти тем же путем и дойти живым у левита вряд ли бы получилось. И это несмотря на то, что вся дорога левита лежит внутри муниципальных границ единого и неделимого Иерусалима, столицы Израиля! Судите сами, от южных пригородов Рамаллы мы попадаем в муниципальные границы Иерусалима (см. карту), но часть города уже со времен Ариэля Шарона оказалась «по ту сторону забора», на землях Керен Кайемет (!) живут арабы, получающие пособия от нашего Битуах Леуми и имеющие все права израильских граждан, однако вход туда для израильтян-евреев закрыт.
С пропускного пункта Каландия нам регулярно показывают новости о том, как жители деревни Кфар Акеб, имеющие израильские удостоверения личности, забрасывают камнями наших солдат на КПП. Деревни Каландия, Эль Джиб и Бир Набалла немало поспособствовали тому, что в районе Атарот перестал действовать иерусалимский аэропорт и многие еврейские бизнесы сбежали от «хороших соседей». Дальше на юг – Бейт-Ханина, Шуафат, вади Джоз, Шейх Джерах, Абу Тор, Исауия, Силуан, Абу Дис, Цур Бахер, Бейт-Джала и Бейт-Лехем. Это настоящая «рецуат Аза» в сердце Иерусалима. В свете сказанного становится понятно, почему весь мир возмущается еврейским строительством в Иерусалиме за «зеленой чертой» – это грозит нарушить территориальную целостность будущего государства Фаластын!
Зато арабское строительство пышно расцвело, попробуйте проехать по старой дороге, соединяющей Иерусалим и Маале Адумим: все застроено! А евреи ездят на Мертвое море по пробитому через гору туннелю, чтобы не попасть под арабские камни, не проезжать через арабские районы, не видеть арабскую стройку и не расстраиваться... Видимо, удобно прятать голову в песок и гнать от себя мысли о будущем детей, которым все равно придется решать те проблемы, которые мы им оставим...
То, что называют Восточным Иерусалимом – это на самом деле северная, восточная и южная части города. Западная, еврейская с 1948 года, часть города охвачена арабскими кварталами, как петлей. На запад город развиваться не может – там лес, оттуда воздух, там наши легкие…
Так что, может быть, Иерусалим уже поделен?
Мы устали спорить друг с другом.
– Мир лучше войны – говорят «левые». – Сделаем в Иерусалиме две столицы и пойдем рука об руку к светлому будущему.
– Вот тут-то война и начнется, – говорят «правые». Территории на мир мы уже меняли, а раздел столицы, нашего сердца, вообще не предмет для переговоров.
– Да зачем нам в столице эти арабские районы? – говорят «реалисты». Отдать их, и дело с концом. Все равно они не Иерусалим, а так, плод административного деления…
Только не учитывают «реалисты», что со строительством забора безопасности, со времен Ариэля Шарона, арабское население города удвоилось! Это хорошо видно с аэрофотоснимков, сделанных в начале 90-х и сегодня. А что будет, если часть города станет столицей «Государства Фаластын»? Ответ известен: арабское население побежит в еврейскую часть города, как было после договора Осло - ясно, здесь жить проще и удобнее. Еврейское население Восточного Иерусалима тоже начнет перемещаться в более спокойные места, такова уж человеческая природа – искать, где лучше...
Арабы прекрасно понимают, что если разделить Иерусалим, разрезать пополам сердце страны, станет ясно, что вся идея сионизма себя изжила и терпеливо подождать, пока весь Израиль рухнет...
Да, здесь не только география, но и прошлое, и будущее нашей столицы, нашего Иерусалима. Наше прошлое и будущее. Времена связались друг с другом. Прошлое и будущее. Слова обрели свое истинное значение. Восточный Иерусалим. Зеленая черта. Территории в обмен на мир…
Что же делать? Известно, что половина решения – это осознание проблемы.
Позитивным примером в этом отношении может служить история квартала Шейх Джерах. Еврейское название квартала – Шимон а-Цадик, сегодня на могилу Шимона Праведника приходят десятки тысяч евреев со всего Израиля в праздники; ежедневно эти места посещают тысячи людей, однако совсем недавно бывать тут считалось небезопасно.
Когда войска Александра Македонского приближались к Иерусалиму, первосвященник Шимон а-Цадик вышел навстречу завоевателю во главе делегации старейшин. Легенда рассказывает, как пораженный величественным обликом первосвященника, Александр спустился с колесницы и склонился перед ним до земли. Позже Александр объяснил своим полководцам, что «ангел, который открывался ему в ночных видениях и даровал победы в войнах, выглядел точно, как этот человек».
Штурм Иерусалима был отменен.
Шимон а-Цадик был последним из мужей Великого Собрания, состоявшего из 120 членов. А-Кнессет а-Гдола управлял народом со времен возвращения из Вавилонского плена. Мужи Великого Собрания приходят на смену последним пророкам, в их время записывают книги 12 малых пророков, устанавливают праздник Пурим, делят Тору на недельные главы, вводят ежедневные молитвы. После Шимона а-Цадика, который был первосвященником на протяжении 40 лет, не было больше на этой высокой должности человека такого уровня. Вероятно, Шимон был одним из предков Матитьяху Хасмонея, отца 5 братьев, благодаря которым у нас есть праздник Ханука.
Известно, что когда в Йом Кипур, зайдя в Святая Святых, Шимон увидел некий образ, одетый в черное, он мгновенно понял, что это значит, и стал готовится к смерти, ведь все годы до этого в Святая Святых Шимон видел белый образ… Через 19 дней после этого видения, в кав-тет бе-тишрей умер Шимон а-Цадик, последний из мужей Великого Собрания и первый глава Синедриона. В наши дни тысячи паломников приходят не его могилу в день его смерти.
Упоминание о могиле Шимона а-Цадик встречаются в записях путешественников уже 750 лет назад. Можно предположить, что традиция приходить на могилу Шимона не прекращалась все 2000 лет рассеяния. В средние века здешние места назывались по имени главной могилы – Шимон а-Цадик, однако сегодня район вокруг могилы, как правило, называют Шейх Джерах.
Кто же такой шейх Джерах, конкурент нашего Шимона за место на карте Иерусалима?
Джерах по-арабски означает врач. Иерусалимский паша, в благодарность за исцеление наградил своего врача подарком, землей, на которой в дальнейшем этот врач был похоронен. Земельный надел был небольшой, и поначалу только мечеть на месте могилы называлась «Шейх Джерах», но в дальнейшем это название распространилось и на все ближайшие районы.
До образования государства Израиль здесь существовали два еврейских квартала – Шимон а-Цадик и Нахалат Ицхак, которые как буфер, отделяли друг от друга два знаменитых враждующих арабских клана – Хусейни и Нашашиби, по-арабски еврейский район назывался – Эль-Йеѓудия.
Землю для строительства еврейских домов вокруг могилы Шимона купили совместно ашкеназская и сефардская общины еще в конце XIX века. Бедные молодые семьи жили здесь 3 года, каждая семья занимала бесплатно одну комнату в длинном доме. Известно много потомков тех семей, которые прошли через квартиры в Шимон а-Цадик. Например, всем известный каньон в Тальпиоте, названный «Ахим Исраэль», бабушка братьев-хозяев каньона жила 3 года в Шимон а-Цадик. Равин Овадия Йосеф помнит, как в детстве он молился здесь. Каждый купол – это квартира на семью, центром квартала была синагога.
В конце английского мандата власти выгнали евреев из своих домов. Дело в том, что от Шхемских ворот до Атарот, где был английский аэропорт, проходила дорога для, по которой англичане собирались отступать из города. Близкое соседство евреев и арабов – это возможный конфликт, весной 1948 года евреев, во избежание «эксцессов» депортировали. А через месяц, в Песах, за месяц до провозглашения Независимости, здесь, на главной трассе, ведущей в больницу на горе Скопус, происходит самый страшный теракт за всю историю Израиля. В этом теракте погибло 78 человек, в том числе главный врач больницы.
Дело в том, что вплоть до Песаха 1948 года больница продолжала работать и лечила, в том числе, и арабов, хотя вокруг во-всю бушевала война. Колонна из двух бронированных автобусов и двух амбулансов ехала в Адассу, везя больных и раненых. И тут со всех сторон начался обстрел, первый амбуланс и автобус были полностью уничтожены.
Бригады Пальмаха, прибывшие на помощь, не смогли попасть к месту событий из-за англичан, которые оцепили место и никого не пропускали. Даже похоронить своих убитых евреи не могли, потому что, когда их наконец-то пустили к месту теракта, трупов уже не было. Лишь потом узнали, что убитых евреев побросали в яму у Львиных ворот, на арабском кладбище…
Верховный суд Израиля в ответ на иски родных с просьбой найти эту «братскую могилу», издал постановление, запрещающее какое-либо действие на территории арабского кладбища, опасаясь взорвать и без того шаткое равновесие в городе…
До 1967 года еврейский квартал Шимон а-Цадик назывался Шейх Джерах, жили там только арабы.
Но недавно началось возвращение евреев в свои дома. Арабы мешают этому, однажды евреи увидели, что арабский дом расширяет свою территорию за счет старой синагоги. Об этом сообщили равину Бени Алону, который поспешил сюда с правыми активистами. Арабские соседи встретили их градом камней. Фейсал Хусейни решил использовать назревающий скандал для пропалестинской пропаганды и прибыл в «горячую точку» в сопровождении иностранной прессы.
Сын рава Овадии Йосефа, рав Яаков Йосеф указал на Маген-Давид, высеченный на камне над входом. «Это ваш дом? Разве у вас принято высекать на домах Маген-Давид?!» – резко бросил он Фейсалу Хусейни.
Тот ошеломлённо застыл и не ответил.
Так с конца 90-х годов ХХ века начали возвращаться в свои дома евреи. Вслед за синагогой были возвращены и дома в этом квартале. С тех пор анархисты и прочие ненавистники Израиля устраивают тут беспорядки, правда, заметно сократившиеся в последнее время. Ведь цель беспорядков – вселить в евреев чувство отчаяния и опасения поселяться здесь и даже просто посещать это место. В сторону молящихся на могиле Праведника много раз бросали камни. А раз евреи не отступают, то и смысла нет продолжать бесчинствовать.
Поэтому все, кому важна и дорога целостность Иерусалима, должны приходить на могилу Шимона а-Цадика, продемонстрировать солидарность с живущими здесь, доказать всему миру, что Иерусалим навсегда останется единой и неделимой столицей Израиля.
«Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня десница моя.
Да прилипнет язык мой к небу моему, если не буду помнить тебя,
если не вознесу Иерусалим на вершину веселья моего.» (псалом 137)
Демографическая карта Иерусалима сегодня.
Желтым цветом отмечены арабские районы, Голубым – еврейские,
красный пунктир – границы еврейского Иерусалима до 67-го года,
черная сплошная линия – муниципальные границы Иерусалима сегодня.
Источник