Барух Марзель Барух Марзель родился в США. В детском возрасте, вместе с родителями, репатриировался в Израиль. Юношество провел в Иерусалиме. Учился в ешиве в "Мерказ-а-рав" и в ешиват-эсдер в Ямите (Синай).
Служил в ЦАХАЛе, воевал в Ливане (был награжден за бой с семью солдатами сирийских коммандос, которых, несмотря на ранение осколком гранаты, расстрелял в упор).
В годы учебы в ямитской ешиве познакомился с раввином Меиром Каханэ и стал его учеником и последователем. Женился, переехал на постоянное жительство в Хеврон. Во время отступления Израиля из Синая был среди организаторов самого активного и самоотверженного сопротивления, вплоть до знаменитого "Бункера Кидуш-а-Шем", в котором замуровались те, кто готов был погибнуть, но не оставить врагу ни пяди Эрец-Исраэль. Только личная просьба раввина Каханэ, который не хотел потерять одновременно всех своих лучших учеников и соратников (среди которых был и Михаэль Бен-Ари), остановила их от самопожертвования.
После гибели раввина Каханэ нет больше в мире никого, кто мог бы остановить Баруха Марзеля и он живет постоянно на грани реального самопожертвования на благо народа и страны Израиля.
Барух Марзель принимал участие в закладке десятков еврейских поселений в Иудее и Самарии. Тысячи его соратников уже построили собственные дома в них. Барух – один из немногих, кто в течение более двух десятков лет продолжает жить в караване-вагончике, временном жилье – так как решил, что дом он построит только на Тель-Хевроне, на землях Ишая – деда царя Давида: его вагончик-времянка стоит в нескольких десятках метров от гробницы Ишая и Рут. В этом вагончике выросли и получили воспитание все многочисленные дети Баруха и все они, по стопам отца, идут нехожеными тропами по Эрец-Исраэль, осваивая каждую высотку и ежедневно рискуя отдать за нее жизнь. (Один из сыновей – Яир – был призван по Приказу-8 на последнюю несостоявшуюся войну в Газе).
В период борьбы против отступления Израиля из Синая, большое впечатление на Баруха Марзеля произвела позиция, занятая в этом вопросе Любавическим ребе. С тех пор Барух постоянно поддерживает связь с хасидами ХАБАДа в Израиле и за рубежом и навещал Ребе несколько раз. Баруху посчастливилось получить от Ребе доллар с благословением на успех его деятельности в Хевроне.
Барух "не остался в долгу" перед Ребе и ХАБАДом: каждый объект, связанный с ХАБАДом и семьей Шнеерсонов в Хевроне он взял под свой личный контроль – "отвоевал" у арабов участок старого кладбища в Хевроне, где захоронена дочь Миттеле-Ребе, Менуха-Рахель; принимал участие в реставрации "Дома Шнеерсона" в Хевроне и хабадской синагоги, названной в честь Менухи-Рахель, и позаботился об основании в Кирьят-Арбе "Бейт-ХАБАДа", во главе которого встал его ученик, Дани Коэн.
Но не только за Эрец-Исраэль готов Барух Марзель рисковать своей жизнью и свободой. Когда-то, в ранние 1970-е, его родители – Шломо и Ривка – совершали, под видом туристов, поездки в СССР, провозя через границу молитвенные принадлежности, религиозную литературу и проводя лекции и уроки Торы для еврейских подпольщиков. Когда Барух подрос, он не мог остаться в стороне от проблем советских евреев – каждое сведение о репрессиях против евреев в СССР, об аресте активистов-отказников он отмечал организацией и участием в демонстрациях протеста, в ходе которых был настолько настойчив, что неоднократно подвергался аресту полицией.
До сих пор в ближайшем окружении Баруха Марзеля постоянно присутствуют выходцы из СССР\СНГ, которых он очень ценит за огромный опыт, самоотверженность и верность, присущие и ему самому.
Первая ассоциация, которая возникает у человека, бывавшего в Хевроне в наши дни – это Барух Марзель. С именем Баруха Марзеля связаны понятия Хевронское Гостеприимство ("Ахнасат-орхим-Хеврон") и Хевронское милосердие – те, которыми отличался первый еврейский житель Хеврона, Праотец Авраам ("Авраам-авину"). Причем Барух не ограничивается тем, что, с помощью некоммерческого предприятия ("амуты") организует прием тысяч, а по Храмовым праздникам-"регалим" – десятков тысяч гостей в Хевроне: нет Шаббата, в который Барух Марзель не усадил бы за стол в своем вагончике-времянке десяток гостей.
За субботним столом в караване Баруха Марзеля можно посидеть рядом с ешиве-бохером из "Поневежа", напротив вижницкого хасида и сефарда из баалей-тшува: такое редко где возможно.
Ранее, раввины ультра-ортодоксы запрещали своим последователям посещать Хеврон. Именно Баруху Марзелю удалось убедить многих современных Адморов пересмотреть этот вопрос и с тех пор паломничество хасидских дворов в Хеврон не прекращается, а лишь усиливается.
Но Барух был бы плохим учеником своих учителей, если бы заботился о евреях только по субботам и праздникам: как говорил раввин Каханэ: «Ты не можешь уйти спать, если знаешь, что где-то еврею не спится; ты не можешь приступить к еде, если знаешь, что другому еврею нечего есть».
Каждый день, в любое время к сотрудникам организаций, созданных Барухом Марзелем, звонят жители Кирьят-Арбы, Хеврона и поселков на Хевронском нагорье, и они уверены – необходимая им помощь будет оказана в максимальной мере, доступной Марзелю и его соратникам на момент обращения.