Международный валютный фонд назвал экономику Израиля
«лучом света в мировом кризисе»Из-за войны в Украине МВФ дает пессимистический прогноз росту экономики в мире.
Единственное исключение - Израиль
Цитата:
Все предыдущие прогнозы меняются в худшую сторону – в основном из-за российского вторжения в Украину.
Так заявили эксперты Международного валютного фонда, самой влиятельной финансовой организации в мире. Об этом стало известно из нового отчета МВФ.
Кроме уже разразившейся гуманитарной катастрофы в Восточной Европе, война в Украине почти повсеместно приведет к замедлению экономического роста и увеличению инфляции. МВФ дает пессимистический прогноз на 2022-2023 гг. Так, январский прогноз на рост в 2022 году снижен с 4,4% до 3,6%.
Вот уже второй раз в течение короткого времени МВФ меняет свой прогноз. Еще в октябре 2021 года эксперты полагали, что этот показатель в 2022-м составит 5%. Были также внесены коррективы в прогноз на 2023 год – 3,6% (вместо 3,8%). Специалисты считают, что влияние войны между Россией и Украиной на глобальную экономику будет глубоким и продолжительным.
Более того, замедление темпов роста в ближайшие годы коснется как высокоразвитых стран (к которым относится и Израиль), так и развивающихся. В развитых странах экономический рост составит 3,3% в 2022 году и 2,4% в 2023-м. Особый ущерб война нанесет странам еврозоны – там ожидается падение экономического роста на 1%. Надежды на то, что мир вернется к экономическим показателям 2019 года, до начала пандемии коронавируса, тают с каждым днем.
Ситуация усугубляется еще и тем, что замедление темпов экономического роста будет сопровождаться скачком цен на многие базовые товары и услуги. Ожидается серьезный рост инфляции: в 2022-м - 5,7% в развитых странах (октябрьский прогноз – 2,3%) и 8,7% в развивающихся (январский прогноз – 5,9%, октябрьский – 4,9%). Высокая инфляция ожидается и в 2023 году.
В нарисованной экспертами МВФ мрачной картине есть одно светлое пятно – израильская экономика. Представители валютного фонда считают, что экономический рост в нашей стране в 2022 году составит 5%, что на 1% больше октябрьского прогноза. Это самый высокий показатель среди развитых стран.
В 2023 году, полагают эксперты, израильская экономика будет расти быстрее, чем любая другая в мире (3,5%).
С точки зрения инфляции ситуация в Израиле также будет более благополучной, чем в остальных странах. Хотя специалисты МВФ скорректировали предполагаемый уровень израильской инфляции по сравнению с октябрьским прогнозом – 3,5% вместо 1,4%, в 2023 году этот показатель снизится до 2%.
Можно понять пессимизм экспертов Международного валютного фонда. Ожидалось, что к концу февраля 2022 года мировая экономика выйдет из кризиса, вызванного пандемией, и достигнет уровня 2019 года. Однако, как сказала несколько дней назад глава МВФ Кристалина Георгиева, «кризис следует за кризисом». На смену чуме пришла война.
По мнению специалистов, замедление экономического роста вызвано несколькими факторами. Во-первых, война в Европе почти полностью парализовала экономику Украины (ожидается потеря трети ВВП). Во-вторых, война и международные санкции нанесли мощный удар по российской экономике, занимающей 11-е место в мире. Экономика России столкнется с продолжительной стагнацией.
Кроме того, российское вторжение в соседнее государство будет иметь далеко идущие последствия для глобальной экономики. Резко вырастут цены на сырье (особенно энергоносители) и продовольствие, поскольку обе страны поставляют на мировой рынок значительную часть этих товаров. Скачок цен увеличит и без того высокую инфляцию в разных странах. Будет нанесен серьезный ущерб мировой торговле, ухудшится ситуация на финансовых рынках.
Еще одной причиной замедления темпов роста мировой экономики станет сокращение денежной массы. Предполагается, что большинство центробанков в мире начнут повышать процентные ставки, параллельно избавляясь от ценных бумаг, накопленных в последнее десятилетие.
Все эти структурные изменения естественным образом вынуждают финансовые рынки пересматривать прежние решения, ужесточать условия распределения средств из-за выросших рисков и угроз. В зоне риска оказались не только страны, непосредственно участвующие в войне (Украина, Россия, Беларусь), но и многие страны Европы, расположенные рядом с очагом конфликта, имеющие тесные торговые связи с Киевом и Москвой.
Ко всему вышесказанному следует добавить урезание бюджета во многих странах мира, поскольку многие уже воспользовались накопленными средствами, чтобы компенсировать колоссальные экономические потери, вызванные пандемией. Тяжелее всего в этом плане придется развивающимся странам, которые пострадают от девальвации валютных резервов. Им придется предпринять экстренные меры, чтобы справиться с ростом цен на базовые товары и предотвратить социальные волнения.
Дополнительным фактором замедления темпов роста мировой экономики эксперты МВФ считают ситуацию в Китае. Прогнозируемый рост второй экономики мира составит всего 4,4% (меньше, чем в Израиле). Это окажет негативное влияние на весь Азиатский континент. Снижение темпов роста китайской экономики во многом связано с проводимой Пекином весьма странной политикой «нулевой терпимости» к коронавирусу на фоне появления новых вариантов COVID-19.
Китайские власти продолжают политику локдаунов и жестких эпидемиологических ограничений, что нарушает цепочки поставок и наносит ущерб частному потреблению в КНР. МВФ считает, что враждебная политика председателя Си Цзиньпина в отношении предпринимателей в сфере недвижимости может замедлить темпы жилищного строительства в Китае, что значительно ухудшит инвестиционный климат в стране.
Многим кажется, что пандемия – пройденный этап, однако эксперты валютного фонда считают, что сбрасывать со счетов этот фактор преждевременно. Тем не менее влияние коронавируса на экономические прогнозы значительно сократилось.
Эксперты МВФ подчеркивают, что их пессимистические прогнозы могут оказаться еще мрачнее из-за фактора неопределенности. Никто не знает, как долго будет продолжаться война в Украине, будет ли введено полное эмбарго на поставку российских энергоносителей, станут ли центробанки повышать процентные ставки до максимального предела, выйдет ли инфляция из-под контроля. Мировая экономика может войти в порочный круг проблем, выбраться из которого будет довольно затруднительно.
Существует еще одна угроза, которая может негативно сказаться на израильской экономике. Из-за войны в Украине мир может расколоться на изолированные геополитические блоки, в которых действуют собственные технологические стандарты, платежные системы и резервные валюты. По мнению главного экономиста МВФ профессора Пьера-Оливье Гуринша, подобного рода тектонические сдвиги могут стать вызовом для демократических стран, взявших на себя в последние 75 лет ответственность за международную экономику.
►Израиль: финансовые достиженияВернемся к оптимистической части отчета МВФ – к израильской экономике. Уровень инфляции в нашей стране составляет 3,5% - вдвое меньше, чем в странах OECD (7,7%). В последний месяц рост цен в Израиле остановился – в то время как в большинстве стран он продолжает идти вверх.
Бюджетный дефицит в Израиле – минимальный за последние 14 лет. Более того, в первом квартале 2022 года был зафиксирован профицит бюджета – доходы государства превысили его расходы. Растут резервы иностранной валюты, а безработица неуклонно сокращается (сейчас она меньше, чем в канун коронакризиса) и составляет около 3,9%. Ведущие рейтинговые агентства мира (Moody's и другие) заявили о намерении повысить израильский кредитный рейтинг до максимального.
Все основные показатели израильской экономики на сегодняшний день являются лучшими среди развитых стран мира.
В Израиле почти остановился рост цен, в то время как в большинстве государств он только нарастает, уровень инфляции составляет всего лишь 3,5%, в то время как в среднем по OECD - 7,7%, безработица в Израиле ниже 4%, она уже меньше, чем была до коронакризиса и продолжает снижаться.
Столь низкого дефицита бюджета израильская экономика не знала со времен, можно сказать, докризисных, если иметь в виду кризис 2008 года. То есть полных 14 лет. В первом квартале 2022 года в Израиль вернулось из небытия уже ставшее элементом ненаучной фантастики слово «профицит» — превышение доходов над расходами.
Все перечисленное произошло вовсе не в связи с закручиванием финансовых гаек. Социальные обязательства государства не только не уменьшились, но и заметно возросли. Трудно не вспомнить об увеличении в 1,5 раза пособия выжившим в Холокосте. А к 9 мая увеличенное пособие получат ветераны Второй мировой войны. В июне перестанут платить за общественный транспорт те, кому больше 75 лет, осенью — все пенсионеры.
Конечно, любой нормальный человек любит думать, говорить и писать о приятном. Я изложил все выше сказанное не для того, чтобы пытаться приукрасить нашу жизнь. А для того, чтобы зафиксировать, что по крайней мере в одной сфере в стране наметился существенный прогресс. Уже начавшиеся либеральные реформы, сделавшие рынок Израиля открытым и конкурентным, согласно базовым законам экономики, выгодны прежде всего потребителям, то есть нам.
Возможно, не все понимают, но обещанное повышение кредитного рейтинга Израиля до максимального, а это зафиксировано всеми основными рейтинговыми агентствами мира, включая Moody’s, которое есть следствие отчета МВФ, является не приятной похвалой, а абсолютно конкретной выгодой. Это же не просто высокий рейтинг, а высокий
кредитныйрейтинг. Его обладателю, в данном случае государству Израиль, дают кредиты на более выгодных условиях, попросту говоря, под более низкий процент.
А если ниже процент, под который кредитуется центробанк страны, то ниже базовая учетная ставка — ниже ставка коммерческого кредита — ниже процент, который платят израильские предприниматели для того, чтобы завести новый или расширить существующий бизнес, ниже процент по покупке в кредит всего, что покупает израильский потребитель, включая квартиры, машины и т.п. Дешевые деньги для экономики всегда делают дешевле жизнь.
В общем, плацдарм для долгожданного экономического роста создан неплохой. Даже немного удивительно, что для этого потребовалось принять нормальный бюджет не только на несколько месяцев прошлого года, но и на весь текущий (напомню, что из-за этого провалилось и предыдущее правительство) и навести элементарный порядок.
Но, конечно, плацдарм — это не только не победа, но даже и не наступление по всему фронту. На следующий день после Дня победы, 10 мая, после парламентских каникул кнессет выйдет на работу.
Я не пытаюсь доказывать, что нынешняя коалиция и нынешнее правительство безупречны и не заслуживают вообще никакой критики. Во-первых, так не бывает, по крайней мере, в Израиле. Но если созданный нынешним финансово-экономическим блоком плацдарм так и останется всего лишь плацдармом, дальнейшее наступление с которого не состоится по причинам не экономического, но политического, а то и вовсе личностного характера, будет обидно и попросту жалко упущенных возможностей.
Такое стечение удачных объективных и субъективных обстоятельств в экономике никакой стране не выпадает слишком часто. Очень хотелось бы, чтобы как минимум в нынешней конфигурации израильской власти был принят хотя бы следующий двухгодичный бюджет.
Хотя оптимисты, к которым я также отношу и себя, по-прежнему думают о начале структурной демонополизации всей израильской экономики. Говорят, что если оптимистов много, то шансов на то, что их мечта сбудется, становится больше. Интересно, можно ли себе представить большое количество оптимистов в Израиле?
ИсточникИсточник